|
Главная » 2009 » Октябрь » 24 » Лови момент, или 10 правил спортивной фотосъемки
12:56 Лови момент, или 10 правил спортивной фотосъемки |
Наверное, лучше всего понять, как снимать спортивные фото, может человек, который в свое время сам увлекался спортом. Отсюда следует первое правило спортивного фотографа: чтобы качественно снимать спорт, надо, прежде всего, хорошо разбираться в правилах игры, даже если вы никогда этим спортом не занимались.
Фотографировать спорт сложно, поэтому те, кто начинает со спортивной фотокарьеры, налету схватывают технические особенности и других фотожанров. В спортивной фотографии множество способов и техник съемки, мы рассмотрим самые главные направления, а от них проложим тропинки к творчеству, так как спортивная фотография из хобби может перерасти в работу.
Рынок спортивного фото сейчас не самый прибыльный – далеко впереди мода и реклама. Но спортивной фотографией вполне реально зарабатывать на жизнь, если знать несколько календарей спортивных мероприятий за весь год. Например, летом снимаем конный спорт, футбол, легкую атлетику, мото-, авто- и велогонки, летние экстремальные виды спорта, а зимой – соревнования в залах и закрытых помещениях: от бальных танцев до состязаний радиоуправляемых моделей, обязательно хоккей и зимние экстремальные виды спорта. Чем больше особенностей съемок различных видов спорта вы освоите, тем больше будет ваш заработок. Если найдете себя в жанре спортивной фотографии, вашими заказчиками будут спортивные издания, тематические сайты и фотобанки. Цену вашей фотографии будут определять по принципу «качество, техника, момент».
Всегда помните о конкуренции: кроме вас на спортивном мероприятии есть и другие фотографы, которые могут снять то же самое, но с более выгодного ракурса. Следите за их перемещениями и подмечайте, какую технику они используют. Наблюдательность – очень важна в спортфото.
На заре спортивной фотографии
Жанр спортфото так же стар, как и сама фотография. Первую олимпиаду в 1896 году в Афинах освещало всего пять фотокорреспондентов, имена которых давно забыты, но их снимки все еще можно найти в музее Олимпийских игр. На тех кадрах практически отсутствует движение (техника не позволяла), форматные камеры отличались огромным весом и абсолютной непредсказуемостью. Пока фотограф менял светочувствительную пластину, спортсмен пробегал 500 метров.
В наши дни на финише 100-метровой дистанции на летних Олимпийских играх может стоять более 100 фотографов, каждый из которых способен отснять около 80-ти кадров за девять секунд и представить свои фотографии публике в течение пяти последующих минут. Наиболее известными спортивными фотографами на сегодняшний день являются: Bernard Cahier, Stuart Hannagan, Владимир Вяткин, Дмитрий Донской. Дело техники
Вспоминается рекламный ролик фотоаппарата CANON EOS-1D MARK III, в котором участвовал болид «Формулы-1». Ваша фототехника в спортивной фотографии должна быть так быстра, чтобы не упустить ни одного момента напряженного соревнования. Например, если вы рассчитываете попасть со своими работами на обложку журнала «Ф1», вам придется выжать не только все соки из себя, но и реализовать все возможности вашего MARK III. Отсюда второе правило спортивного фотографа: фототехника должна соответствовать особенностям съемки.
Для съемки спорта подойдет как цифровой, так и пленочный фотоаппарат, разница будет только в цене кадра. Цифровые мыльницы в большинстве случаев не справятся со спортсъемкой. По аналогии со спортивным инвентарем выбирайте и современную технику. Камера должна снимать не менее пяти кадров в секунду для того, чтобы делать раскадровки особенно драматических моментов. Объектив обязан быстро ловить фокус, затвор – делать девять кадров в секунду, а вспышка – перезаряжаться мгновенно.
Фотоаппаратура всегда соответствует выбранной спортдисциплине. Серьезному спортивному фотографу с загруженным графиком различных соревнований понадобится целый кофр фотопринадлежностей. В кофре можно найти универсальные легкие зумы – для мобильного перемещения и съемки, тяжелые телеобъективы – для наблюдения за состязанием на почтительном расстоянии, легкие широкоугольные объективы – для экстремальной съемки на расстоянии вытянутой руки от спортсмена. Несколько вспышек для съемки в сложных условиях освещения. Штатив или монопод для поддержки телеобъектива или внешней вспышки. Запасные аккумуляторы и флеш карты. Ноутбук и программное обеспечение для постобработки фотографий.
Начинающему спортивному фотографу можно посоветовать боди Canon 30D или аналог Nikon D80 (около 25–30 тыс. руб.), зум-объектив Canon EF-S 17-85 f/4-5.6 (16–17 тыс. руб.) и телеобъектив Canon EF 70-200 f/4 (20–35 тыс. руб.), вспышки Sigma – их умеренная цена (до 10 тыс. руб.) сочетается с приемлемым качеством, неприхотливостью и широкими возможностями. «Подрастающим» фотолюбителям стоит обзавестись Canon EF 100-400 f/4.5-5.6 (46 тыс. руб.) или Canon EF 24-70 f/2.8 (40 тыс. руб.). Широкоугольный объектив Canon EF 15 f/2.8 (22 тыс. руб.) подойдет фотографам, предпочитающим экстремально-минимальное расстояние от камеры до спортсмена. Профессионалам остается порекомендовать лучшее, что может быть для съемки спорта – Canon EF 200 f/1.8 (160 тыс. руб.) и боди Canon 1D Mark III (130 тыс. руб.). Почитатели техники Nikon могут остановить свой выбор на боди Nikon D3 (180 тыс. руб.) и объективе Nikon 70-200 f/2.8 (65 тыс. руб.).
Если вы отправляетесь снимать спорт далеко от дома, позаботьтесь о надежном фотокофре или фоторюкзаке.
Бережное хранение техники – залог долгой службы. Одежда спортивного фотографа должна быть удобной и заметной. Так, например, во время съемки автоспорта яркий жилет с отражающими полосками может спасти вам жизнь. Если снимаете длиннофокусным объективом, держите наготове широкоугольник или универсальный зум. Несколько секунд промедления – и вы упустите кадр прямо из-под носа. Еще лучше на всякий случай иметь два боди.
Настройки камеры – очень важный момент. Перед съемкой обязательно проверьте ISO, режим автофокуса, баланс белого и формат снимка. Баланс белого логично выставлять по белому листу. Иногда – особенно во время экстремальной съемки в плохих или резко меняющихся погодных условиях – есть смысл довериться камере и установить автоматический баланс белого. Советую всегда снимать в RAW: места больше, зато есть возможность вытянуть хороший кадр в случае ошибки, и постобработка этого формата получается качественней, а на бумаге снимок, безусловно, можно отличить от такого же напечатанного из формата JPEG. Светочувствительность матрицы следует задавать минимально возможную в зависимости от естественного освещения. Шум в жанр спортивной фотографии вписывается с трудом – выбирайте светосильную, быструю оптику с функцией стабилизации и мощные вспышки. Автофокус стоит установить в следящий режим. Чем точнее и быстрее фокус будет цепляться за объект съемки, тем меньше кадров отправится в корзину.
Мобильность – залог успеха в спортивной фотосъемке. Чем больше ракурсов вы попробуете, тем больше шансов получить оригинальный кадр момента, который вместе с вами запечатлело еще 5 ваших конкурентов. Перемещайтесь по трассе соревнования, ищите ракурсы, наблюдайте за действиями спортсменов, судей, зрителей и никогда не упускайте из виду соперников. Спортивная фотография – это своего рода тоже спорт.
Больше, выше, быстрее!
Давайте разберемся, какой спорт мы снимаем – быстрый или медленный, и в каком направлении двигается спортсмен относительно плоскости матрицы вашего фотоаппарата. А также зададимся философским вопросом: «Что мы фотографируем?».
Спорт – это движение. Так что мы снимаем не просто картинку, а движения соревнующихся спортсменов, которые могут быть быстрыми (если это пилот гоночного болида) или медленными (если мы наблюдаем соревнования по спортивной стрельбе), параллельными матрице вашего фотоаппарата или перпендикулярными. Между оптической плоскостью объектива и направлением вектора скорости спортсмена может быть даже угол. Как же все это снять?
Проведи объект!
Проводка – способ съемки, во время которого фотограф следит камерой за движущимся объектом, таким образом смазывая задний план и выделяя сам объект. Если движения спортсмена медленные, нет смысла придавать им динамику – получится ненатурально. А если, предположим, автомобиль мчится к финишу, нет смысла его останавливать на фотоснимке. Здесь нужно разобраться с выдержкой. Вам, конечно, известно, что выдержка – это момент времени, за который открываются шторки вашего фотоаппарата, а в это время некоторое количество света попадает на матрицу и создает отпечаток, превращенный затем процессором в файл с набором ноликов и единичек, который мы и получаем в итоге. Советую представить это в голове, иначе придется учить таблицы. Хотя тех, что спортивному фотографу нужно знать, априори всего две: «Скорость движения объектов» и «Зависимость выдержки от скорости движения и расстояния до снимаемого объекта». Приведенные ниже таблицы фигурируют во многих статьях в Интернете и печатных изданиях (автор мне неизвестен, но низкий поклон тому, кто собрал и систематизировал информацию о скорости движения различных объектов и соотнес с этими параметрами настройки выдержки).
Средняя скорость движения объектов
Объект Скорость
км/ч м/с
Бегун 18-35 5-10
Велосипедист 35-55 10-15
Гребные гонки 18 5
Конькобежец 35-45 10-12
Лошадь шагом 5,5 2,5
Лошадь рысью 15 4,2
Лошадь на скачках 45-55 12-15
Лыжник, нормальный шаг 7-11 2-3
Лыжник, гонка на равнине 15-18 4-5
Лыжник, прыжок с трамплина 45-55 12-15
Слалом 70 20
Скоростной спуск с гор 90 25
Мотоциклист, кросс 30-60 8-16
Пловец 3,5-6 1-1,7
Пешеход 3,5-5 1-1,4
Футболист до 35 до 12
Хоккеист до 45 до 12
Яхта 15 4,2
Выдержки при съемке объектов, движущихся параллельно фотоматериалу (ПЗС- матрице)
Расстояние от аппарата до объекта, м
Скорость м/с 2 3 4 5 10 15 20 30 50 75 100 250 Скорость км/ч
Предельно допустимая выдержка, с
1 1/500 1/300 1/250 1/200 1/100 1/60 1/60 1/30 1/20 1/10 1/10 1/4 3,5
1,5 1/800 1/800 1/400 1/250 1/100 1/80 1/60 1/30 1/25 1/20 1/20 1/5 5,5
2 1/1000 1/800 1/500 1/3000 1/250 1/100 1/100 1/60 1/30 1/30 1/20 1/8 7
3 1/1500 1/1000 1/800 1/500 1/300 1/200 1/150 1/100 1/60 1/30 1/30 1/12 11
4 1/2000 1/1500 1/1000 1/800 1/300 1/250 1/200 1/100 1/60 1/50 1/40 1/18 15
5 1/3000 1/2000 1/1500 1/1000 1/500 1/300 1/250 1/200 1/100 1/60 1/50 1/30 18
6 1/4000 1/3000 1/1500 1/1000 1/800 1/300 1/250 1/200 1/100 1/60 1/30 1/25 22
7 - 1/4000 1/3000 1/2000 1/1500 1/1000 1/800 1/500 1/250 1/100 1/60 1/30 25
8 - - 1/4000 1/2000 1/1000 1/800 1/500 1/300 1/200 1/100 1/60 1/30 30
10 - - - 1/4000 1/2000 1/1000 1/500 1/300 1/200 1/100 1/50 1/30 35
12 - - - - 1/4000 1/2000 1/1000 1/800 1/500 1/200 1/100 1/50 45
15 - - - - 1/4000 1/2000 1/1000 1/800 1/500 1/300 1/100 1/50 55
20 - - - - - 1/4000 1/2000 1/1000 1/800 1/300 1/200 1/100 70
25 - - - - - 1/4000 1/2000 1/1000 1/500 1/300 1/200 1/100 90
30 - - - - - - 1/4000 1/2000 1/800 1/500 1/300 1/100 110
40 - - - - - - - 1/4000 1/2000 1/800 1/500 1/200 150
Ознакомились? Испугались? На самом деле все не так страшно.
Я люблю снимать автоспорт. Очень динамичный,
требовательный к технике и технологии съемки вид спорта. Поэтому для примера я выбрал именно его. Съемку всегда начинаю с 2–3 тестовых кадров: настройка баланса белого и экспозиции по статичным объектам. Затем – анализ трассы, состава участников, точек для съемки, путей подхода к зонам сервиса и отступления в случае неожиданных аварий. Рассчитав все факторы, я выбираю основной и вспомогательный объективы, обычно это сочетания телевик + широкоформатный, телевик + штатный зум или средний зум + широкоформатный. Точки съемки определяются в зависимости от сочетания объективов. Здесь важно помнить о ваших соперниках: понять и проанализировать, чем хороши и плохи их позиции – полшага на пути к отличному кадру. Выбрав точку съемки, необходимо вспомнить о направлении движения объекта относительно плоскости матрицы фотоаппарата. Если объект движется параллельно ей, выставляем минимально возможную выдержку. Например, на расстоянии 250 метров выдержка будет 1/200, если автомобиль движется со скоростью 150–170 км/ч. Среднюю скорость объекта определить достаточно просто, зная расстояние и время в пути или проанализировав результаты телеметрии, подсмотренной в боксах одной из команд. Еще проще определить выдержку методом фотографического тыка или по таблицам, напечатанным выше. Чаще всего выдержка подбирается экспериментально.
Если объект движется на вас или от вас, следует увеличить выдержку в 2–3 раза, так как движение происходит перпендикулярно плоскости, и эффект его можно создать только при помощи более длинной выдержки.
Если объект передвигается под неким углом к оптической оси объектива, стоит увеличить выдержку в 1,5 раза (при угле менее 45°) или уменьшить (при угле 45 или более градусов).
В зависимости от времени выдержки и ловкости рук при проводке объекта с помощью такой техники мы получаем размытый задний план и четкий объект фокусировки. Таким образом, отделяем спортсмена (или в нашем примере автомобиль) от заднего плана, концентрируя на нем внимание. Во время движения объекта вы сопровождаете это движение фокусировочными точками, выбрав режим следящего автофокуса. Диафрагму устанавливаете вслед за выдержкой или можете выбрать режим TV с приоритетом выдержки.
Проводку нужно тренировать сначала на медленных объектах, переходя постепенно к более быстрым.
Без комментариев
Задача спортфотографа – показать движения и эмоции спортсменов в наилучшем ракурсе, свете, цвете и фазе. Ракурс зависит от вида спорта. Бег стоит снимать сверху. Задний план выбирайте контрастный, но не слишком пестрый и цветастый, чтобы не отвлекал внимание зрителей от самого действа. Для съемок прыжков лучше применять короткие выдержки 1/1000–1/500 секунды. Фазу полета оптимально запечатлять на границе перехода от взлета к приземлению.
Во время съемки в горах или на ярком белом фоне стоит выставлять экспозицию по участнику соревнований. В условиях гор сложно получить детализированную картину неба, спортсмена и снега одновременно. Стоит применять бленду, поляризационный фильтр и маленькое значение ISO.
Экстремальный спорт снимайте широкоугольным объективом (ракурс снизу) или штатным зумом c использованием одной или нескольких синхронизированных вспышек. Широкоугольник увеличивает пространство, создавая эффект высоты там, где его на самом деле нет. Вспышки отлично останавливают движение, создавая интересную световую картину, которой (в данном случае) фотохудожник может подчеркнуть движение спортсмена или фигуру, на которой исполняется трюк.
Композиция в спортивной фотографии умеет «разговаривать» не хуже, чем спортивный комментатор. Наполнение кадра полностью зависит от точки съемки, выбранного фокусного расстояния и предполагаемого развития хода соревнования. Спортивный фотограф должен рассказать историю посредством съемки ключевых моментов состязания, предварительно выбрав из участников предполагаемую группу лидеров, а может, и парочку записных аутсайдеров.
Еще одно правило спортивного фотографа: чтобы композиция рассказала историю, нужно наполнить кадр действующими лицами.
Фототворчество в спортивной фотографии
Есть такое право у фотографа – представить на суд зрителей свой собственный взгляд на событие. Безусловно, есть! Но есть у спортивного фотографа кроме прав и обязанности. И главное – представить зрителю подробный отчет о спортивном мероприятии с помощью фотоснимков. Как вы думаете, читателю российской спортивной периодики будет понятна статья в аналогичном китайском издании? Правильно: если фотограф будет говорить на разных языках со зрителем, грош цена его кадрам. Можно снять хоть 1000 творческих фото «для себя», но будьте добры снять еще 2000 спортивных фотографией – качественных, техничных, с моментами борьбы и соревнования. Конечно, с ростом технических навыков и с появлением чувства ситуации можно делать творческие фото, не мешая поставленной задаче. Но, к сожалению, такому невозможно научить, этому можно только научиться.
Финальный аккорд
Существует ряд программ для постобработки, просмотра и каталогизации изображений. Для тех, кто снимает исключительно в RAW и пользуется PC – лучше всего подходит Adobe lightroom, для почитателей продукции Apple – Aperture. Macromedia Fireworks применяйте для batch-обработки изображений под веб.
И еще один совет: не тратьте много времени на постобработку, делайте несколько предустановок для различных условий и ракурсов и применяйте их к однотипным изображениям, больше времени уделяйте только действительно стоящим кадрам, но не перетрудитесь – фотография должна быть, прежде всего, натуральной. С появлением Photoshop стало слишком много художников. У спортивного фотографа, к сожалению, слишком плотный график, в котором нет времени для экспериментов по обработке снимков. Целью и задачей должна стать поговорка «После съемки – срочно в печать». Зрители как можно быстрее должны увидеть все, что видели вы. Они же своим кошельком платят за ваши снимки, не забывайте об этом.
Аккредитация
Очень важный момент для спортивного фотографа. Важно понять, как вы можете попасть на соревнование. Если работаете под конкретный заказ газеты, журнала или Интернет-издания – проблем не будет. А вот если никакого заказа нет? Вы просто хотите пойти на стадион или гоночную трассу, отснять состязание, а затем разослать индекс-принт по профильным изданиям и Интернет-ресурсам? Может вам просто нужен кадр для фотобанка. Вариантов много, а выход один – идем разговаривать с организаторами. Разумнее сделать это за несколько недель до события посредством телефона или электронной почты. Поверьте, отказывают в аккредитации редко, если вы аргументировано и грамотно строите беседу. Если не получается в одиночку, просите помощи у знакомых-друзей. Часто даже при наличии официальной аккредитации фотографа может не пускать милиция или охрана спортивного сооружения по причине «просто нельзя». Помните, цивилизованные люди всегда могут договориться, учитесь разговаривать.
Резюмируем
Спортивная фотосъемка – сложный жанр фотографии, но от этого она становится только интересней. Итак, выводим основные правила съемки.
1. Чтобы хорошо снимать спорт, надо, прежде всего, хорошо разбираться в правилах игры, даже если вы никогда этим спортом не занимались.
2. Цену вашей фотографии будут определять по принципу «качество, техника, момент».
3. Наблюдательность очень важна в спортивной фотографии.
4. Фототехника должна соответствовать особенностям вида снимаемого спорта.
5. Мобильность – залог успеха в спортивной фотосъемке.
6. Понять и проанализировать, чем хороши и плохи позиции ваших соперников – полшага на пути к отличному кадру.
7. Стабильная проводка – шанс снять эксклюзивный кадр.
8. Чтобы композиция рассказала историю, нужно наполнить кадр действующими лицами.
9. После съемки – срочно в печать.
10. Цивилизованные люди всегда могут договориться, учитесь разговаривать.
Десять правил и постоянные тренировки! Старайтесь разнообразить свой опыт спортивной съемки. Утром вы можете фотографировать тараканьи бега в одном из увеселительных заведений города, днем – марафонский забег на главной улице, а вечером отправится на ночные гонки за чертой города.
|
Просмотров: 2974 |
Добавил: Lola
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|