|
ДневникГлавная » 2009 » Июль » 22 » Гиперфокальное расстояние: что это и зачем оно нужно
21:12 Гиперфокальное расстояние: что это и зачем оно нужно |
Я давно хотел разобраться с таким понятием как гиперфокальное расстояние. Нет, я примерно понимал, что это такое, но вот чтобы применять это на 100% - такого не было. Начал разбираться и докопался до самых основ фотографии – геометрической оптики и разных теоретических раскладок. Но на самом деле в данном случае можно все понять, а главное использовать, и без различных формул. Итак… Начнем с самого главного – толкования терминов.
Гиперфокальное расстояние – это такое расстояние, на которое нужно сфокусировать объектив, чтобы задняя граница резко изображаемого пространства оказалась на бесконечности; передняя граница ГРИП будет в этом случае равна половине гиперфокального расстояния. На рисунке это будет выглядеть следующим образом:
 Мы видим, что объектив сфокусирован на точке, расположенной на расстоянии 66 сантиметров от камеры. Все, что находится на расстоянии от 33 сантиметров и до бесконечности выглядит резким. При этом резкость толкуется через термин «кружок нерезкости» (или «пятно нерезкости»).
Строго говоря, все, что лежит не в области фокуса (в нашем примере – область, находящаяся на расстоянии 66 сантиметром от камеры) является нерезким, т.е. изображение формируется не точкой, а некоторым пятном. Однако до некоторого момента человеческому глазу это незаметно, и он воспринимает изображение четким и резким.
Количественно размытие оценивается через диаметр кружка нерезкости, который зависит от того, какого размера изображение мы рассматриваем и с какого расстояния. Т.е. если у нас предполагается в качестве итогового отпечатка карточка 10*15, кружок нерезкости допустим большего размера, нежели при печати 30*40 (при условии, что мы оба изображения рассматриваем с одной дистанции).
Также кружок нерезкости зависит и от физического размера матрицы камеры. Для полноформатной камеры допустимым является размер кружка нерезкости = 0,03 мм, для кропнутой матрицы формата 4/3 кружок нерезкости допустим меньшего размера - 0,015 мм (при условии, что мы печатаем изображение одинакового размера).
Как же все это применяется на практике? Я лично делаю следующим образом. Я использую калькулятор ГРИП. Выставляю там соответствующие параметры: Camera, film format, or circle of confusion (камера) – Olympus e-510; Focal length (mm) (фокусное расстояние)– 14 мм – указывайте не ЭФР, а фокусное объектива; Selected f-stop (диафрагма) – 5,6; Subject distance (дистанция фокусировки) – 2 метра (хотя для определения гиперфокального расстояния это не важно)
Итого мы получаем, что ГРИП у нас начинается от 1 метра 8 см и заканчивается на 14 метрах 30 см. При этом, гиперфокальное расстояние (Hyperfocal distance) равно 2 метра 32 см.
Таким образом, я вручную фокусируюсь на любом предмете, находящимся на расстоянии примерно 2.32 метра, и используя диафрагму=5.6, снимаю пейзажи, компонуя кадр так, чтобы предметы, расположенные на переднем плане были ко мне не ближе 1 метра 16 см (2 метра 32 см деленные пополам). Я использую минимальное фокусное расстояние объектива -14 мм, так как при его увеличении гиперфокальное расстояние значительно увеличивается.
Мы видим, что даже при достаточно открытой диафрагме мы можем спокойно снимать пейзажи с передним планом, т.е. совсем необязательно зажимать диафрагму до f/14. При этом открытая диафрагма позволяет выставить более короткую выдержку, что немаловажно при съемке с поляризационным светофильтром в ветренную погоду.
П.с. Не забывайте, что использование гиперфокального расстояния – это лишь один из способов достижения резкого изображения на снимке. В дальнейшем, я думаю, мы затронем и остальные подходы.
Кстати, было бы интересно услышать о том, какая у вас техника съемки пейзажей.
|
Просмотров: 798 |
Добавил: Lola
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|